Модное нынче слово «оптимизация» добралось-таки и до УАЗа. Территорию завода, составляющую сегодня 312 гектаров, сократят до 50 гектаров, а освободившуюся площадь займёт индустриальный парк и жилые кварталы. Заводские улочки станут городскими, исчезнет забор, идущий вдоль Московского шоссе. Но до этого ещё далеко, а пока УАЗ концентрирует производство на малых площадях, упрощая тем самым логистику, обновляет производственные мощности и анонсирует новые модели автомобилей, которые, по заверениям руководства завода, сойдут с конвейера уже в этом году.
УАЗ остаётся одним из крупнейших налогоплательщиков региона. Как отметила директор департамента промышленности Марина Глухова, посетившая модернизированный главный конвейер, неэффективное производство приносит меньше прибыли и, как следствие, меньше налогов. Приезд премьер-министра Дмитрия Медведева и названная им сумма — 23,7 миллиарда рублей — вкладываемая в модернизацию позволяет надеяться, что на ульяновский автопром, наконец, обратили внимание.
Первой крупной вехой в модернизации завода, как и первым поводом отправить большую часть работников в корпоративный отпуск, стало обновление покрасочного цеха. Нанесение на кузова «уазиков» катафорезного грунта позволяет защитить их от коррозии. Привычные «рыжики», появляющиеся на порогах и колёсных арках через прямо скажем символический промежуток времени, по словам специалистов, ушли в прошлое, а генеральный директор УАЗа Вадим Швецов и вовсе назвал метод покраски, применяемый на заводе, самым лучшим и современным в России.
Штамповочный комплекс тоже подвергся модернизации. Новые штампы говорят о том, что теперь можно всерьёз говорить о глобальном рестайлинге экстерьера «Патриота», который за многие годы внешне почти не менялся. Линию запустят осенью этого года, оборудование вот-вот начнут доставлять в Ульяновск.
Главный конвейер не узнать — всё блестит и сияет. Но, несмотря на важность эстетической стороны процесса, суть модернизации «сердца» сборки автомобилей заключается в сведении к минимуму перемещений комплектующих внутри завода. «Наша цель — создать компактное производство как на западе. Современная логистика подразумевает минимальные перемещения внутри завода, — рассказывает новый исполнительный директор Димитрий Бизюков. — Буквально за стеной, вдоль главного конвейера за майские праздники мы запустим конвейер по сборке кабин». Отдельно Димитрий Бизюков подчеркнул, что оптимизация крайне положительно отразится на качестве сборки автомобилей.
Сегодняшний УАЗ расположился на 312 гектарах, и содержать такую площадь просто нерентабельно. Движение к концентрации производства на менее крупных площадках подразумевает необходимость расстаться с частью территории. «Большая часть площадей будет отдана под жилищное строительство, и такая программа не может быть реализована за короткое время, — объясняет Марина Глухова. — Программа рассчитана на 6 лет. Часть площадей займёт индустриальный парк».
Планируется, что в парке разместятся компании по производству автокомпонентов, а также дочерние компании УАЗа, например, металлургические. По такому же пути пошёл и ДААЗ. «Часть компонентного производства мы закроем, а часть получит поддержку. В настоящее время мы ведём поиск партнёров, которые хотели бы использовать металлургические мощности для своих проектов. Модернизацию компонентного и металлургического производства мы планируем завершить в 2015 году», — отметил Вадим Швецов.
Работники УАЗа, с которыми в ходе обязательной аттестации придётся расстаться, получат другие предложения по трудоустройству. В настоящее время на заводе трудятся порядка 12 тысяч человек.
По словам гендиректора, людям сложно перестроиться с производства «буханок» и «бобиков» на создание современного модельного ряда автомобилей. И эти сложности будут преодолеваться при помощи обучения. Для молодого же специалиста, по мнению Вадима Швецова, самое главное — это предоставить возможности карьерного роста, грамотно расписать карьерограмму.
Сегодня завод продолжает работать по неполному рабочему графику и на полный перейдёт только после майских праздников. На УАЗе введена система грейдов и баллов. За приобретение определённого уровня умений в выполнении той или иной производственной операции работники получают баллы, которые отражаются на их зарплате. «Работник, достигший определённой степени освоения операции, может обучать других коллег. После набора определённого количества балов сотрудники завода проходят аттестацию, им присваивается следующая категория, соответственно, повышается зарплата, — поясняет директор по персоналу Елена Фомичёва. — Отдельно оценивается и выполнение работ по смежным профессиям».
За смену Ульяновский автомобильный завод производит 240 автомобилей. Планируется, что по завершении модернизации объём годового производства составит 105 тысяч автомобилей в год.
4 апреля состоялся пуск производства полного цикла легкотоннажных грузовиков ISUZU. В проект вложено порядка двух миллиардов рублей, и в планах руководства значится расширение модельного ряда японских грузовиков.
А вот старые модели «уазиков» в скором времени могут кануть в Лету. Плохие новости в скором времени ожидают любителей сурового офф-роуда — в последний путь проводят «Хантер». «Судьба данного автомобиля закончится в следующем году. Он морально „устал“, и мы планово проводим его на пенсию, — констатировал Вадим Швецов. — Для села же тяжело придумать автомобиль, более подходящий чем „Буханка“. Она ценится за простоту в эксплуатации, ремонтопригодность, низкую стоимость и крайне высокую проходимость. Поэтому мы сохраним её производство, но в меньших объёмах».
«Буханка» останется во многом такой же брутальной, евро-5 порадует экологов, а ABS, ESP и другие компоненты набора активной безопасности адаптируют автомобиль к современным требованиям и реалиям.
Новый «Патриот» будет выпускаться каждый год, и изменения коснутся как интерьера и экстерьера, так и шасси и агрегатной части. «Новый „Патриот“ мы запустим осенью с абсолютно другим уровнем качества. Нареканий на двигатель данный модельный ряд не вызывает, поэтому новой силовой установки в ближайшее время не предвидится», — подчеркнул Вадим Швецов.
Изменения затронут весь модельный ряд, который по мере модернизации будет заменять старые модели.
Семейство «Патриота» представлено тремя моделями: собственно «Патриотом», «Пикапом» и грузовичком «Карго» грузоподъёмностью 800 килограммов. С недавнего времени автомобили оснащаются немецким сцеплением LUK и корейской раздаткой DYMOS. На выбор предлагается два типа двигателей производства ЗМЗ: 2,7-литровый бензиновый и 2,3-литровый дизельный. При такой серьёзной кубатуре старенький бензиновый двигатель выдаёт лишь 128 лошадок, а дизель и того меньше — 114 лошадиных сил при максимальном крутящем моменте в 209,7 Н.м. и 270 Н.м. соответственно. Максимальная скорость бензиновой версии — 150 километров в час, а дизельная способна разогнаться лишь до 135. Стоит задуматься, не пора ли пожилому моторчику от Заволжского завода на пенсию вместе с «Хантером»?
Хочется отметить, что в возрождение УАЗа мало кто верил, да и сейчас мало кто верит. Даже сами работники, уставшие от повсеместного разгильдяйства, говорили: «Уж скорей бы этот завод купили какие-нибудь китайцы». Но отдавать без боя легендарный русский внедорожник государство, видимо, не намерено, хотя вопрос этот тоже спорный: в 2014 году УАЗ не получил ни одного тендера, госзакупок не будет, по крайней мере при разработке стратегии развития завода на них не рассчитывали. Это весьма важный факт, учитывая, что производство «буханок» и «бобиков» — автомобилей абсолютно военных — шло полным ходом. И этот факт следует принимать во внимание тем, кто считал переход завода на производство гражданских моделей роковой ошибкой. В тоже время абсолютно не понятно, на чём собирается ездить российская армия и полиция.
Приведёт ли новое руководство, производство и рабочие руки к созданию действительно качественного автомобиля мы узнаем уже в октябре этого года. А пока Вадим Швецов однозначно высказал свою позицию: «УАЗ будет производить качественный продукт и точка».
Алексей Хорошилов
Введите свой номер телефона, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
* - поля необходимые для заполнения
Приступая к заполнению формы, я подтверждаю, что ознакомлен
с «Политикой