Линейка моделей UAZ получила новый двигатель – первый легковой дизель отечественного производства, отвечающий стандарту Euro 4. Он разработан россиянами в партнерстве с одним из мировых лидеров в сфере автоинжиниринга – компанией Bosch.
Как ни крути, а переходить на более жесткие международные экологические нормативы нам придется. И даже если намеченные на 2014 г. правительствомстраны сроки внедрения стандарта Euro 5 будут сдвинуты, всем автопроизводителями продавцам машин какое-то время придется жить “по законам” норм Euro 4, водимого в 2013 г. Чтобы не оказаться на обочине этого процесса, холдинг Sollers, в том числе выпускающий внедорожники UAZ, еще пять лет назад взялся за создание соответствующего дизельного агрегата, благо в составе компании есть двигателестроительное предприятие – Заволжский моторный завод (ЗМЗ).
Мировой кризис и отсрочка введения этого норматива в России работы притормозили, но несколько месяцев назад проект был все же завершен. Сейчас дилеры Ульяновского автозавода предлагают уже две модели с более продвинутыми моторами – UAZ Patriot и Pickup, к которым должны также присоединиться ветеран Hunter и грузовичок Cargo.
При разработке современного силового агрегата за основу было решено взять двигатель уровня Euro 3, уже выпускаемый в Заволжье. Заказ Россия не разместили на Bosch, что неслучайно. Немецкая компания уже много лет является одним из главных игроков мирового рынка автокомпонентов и имеет отдельное подразделение “Дизельные системы Bosch”. Пожалуй, не найти сферы применения дизельных моторов, где нет бошевских технологий. Трактора, катера, мотоциклы, суперкары, грузовики и, разумеется, легковые машины – это отнюдь не весь перечень продуктов, входящих в зону “дизельных” интересов фирмы. Ежегодно она выпускает на своих заводах в разных странах около 2,5 млн топливных насосов высокого давления, ис- пользуемых в дизелях, а доля Bosch в глобальном производстве систем common rail сегодня превышает 50%. Еще в 1927 г. Bosch первой в мире наладила серийное про- изводство дизельной топливной аппаратуры, и это стало настоящим прорывом в развитии транспортных средств. А через девять лет компания создала первую систему впрыска дизеля для легковых машин. Важные вехи были и позднее. Например, в 1997 г. на рынках появилась система common rail от Bosch для легковых автомобилей, которую эксперты назвали “маленькой революцией в дви- гателестроении”. Дело в том, что предложенная тогда технология калибровки позволяет почти безгранично изменять параметры моторов.
Именно калибровка системы управления легла в основу и доводки агрегата ЗМЗ-5143.10. Прежде всего, инженеры Bosch вместе с российскими коллегами провели комплекс работ на моторном стенде, что позволило задать нужные энергетические, экономические и экологические параметры, а также добиться стабильного пуска двигателя в широком диапазоне температур воздуха (от –35 до 40 °C). В свою очередь, калибровки на роликовом стенде дали возможность вывести мотор на экологический уровень Euro 4 и получить нужные ездовые характеристики. Благодаря этому, в частности, мотор, получивший индекс ЗМЗ-51432.10, в сравнении с предшественником обрел больший крутящий момент (270 Нм против 216) и стал тратить меньше топлива (207 г/кВт.ч вместо 231).
Кроме того, в рамках проекта были осуществлены разные испытания. Например, стендовые тесты на безотказность превысили объем 1500 часов, а в ходе ресурсных испытаний машины с этими моторами преодолели свыше 300 тыс. км, причем автомобили ездили в более чем 40-градусную жару и в морозы ниже –35 °C, взбирались в горы на высоту до 2500 м над уровнем моря. Отдельная история – исследования качества российской солярки. Чтобы понять, как агрегаты станут ее “переваривать”, дюжину ульяновских внедорожников активно (пробег каждого составил 100 тыс. км) эксплуатировали на просторах страны, после чего машины “вскрыли” и тщательно проанализировали “внутренности”. Как говорят специалисты Bosch, в целом картина неплохая, но немцам все-таки пришлось создать несколько специальных фильтров.
Наконец, еще одно подразделение компании – Bosch Engineering – реализовало в рамках этого проекта другую составляющую: внедрение в модельный ряд UAZ европейской системы бортовой диагностики (этого требует законодательство, ес- ли автомобиль оснащается агрегатом уровня Euro 4). Блок управления машины распознает неисправности, информирует о них водителя и записывает все необходимые данные в память компьютера, благодаря чему поиск поломок на сервисе становится, что называется, делом техники.
Время, когда слово “дизель” стойко ассоциировалось с тракторами, минуло. Современные моторы на тяжелом топливе не менее комфортны, нежели их бензиновые собратья. Они эластичны и не шумны, но кроме этого имеют целый ряд неоспоримых преимуществ. В частности, дизели значительно экономичнее, мощнее и экологичнее.
Например, согласно исследованиям Bosch, в состязании агрегатов с одинаковым рабочим объемом однозначно побеждает дизельный, у которого примерно в полтора раза выше крутящий момент, на 30% меньше расход топлива и на четверть ниже выброс вредных веществ в атмосферу. По последнему параметру есть даже любопытное сравнение: дизельный мотор стандарта Euro 3 за 100 минут работы на холостом ходу выделяет столько же твердых частиц, сколько… одна выкуренная сигарета. При этом достижение норм по выхлопу (95 г/км), намеченных в Евро- пе к 2020 г., при минимальных дополнительных затратах возможно только в рамках дизельных технологий.
Неудивительно, что спрос на дизельные версии машин в Старом Свете быстро растет, и в целом ряде стран подобные модификации давно опережают бензиновые версии. Так, по данным регистрации новых легковых автомобилей, в 2011 г. во Франции на долю дизелей пришлось 72,6%, в Испании – 70%, в Италии – 55,1%, в Великобритании – 50,6%. В целом по Западной Европе этот показатель составил 55,7%. Наверное, Россия к таким цифрам приблизится не скоро. Но и внашей стране тенденция к “дизелизации” уже просматривается четко, особенно в сегменте внедорожников. А значит, проект, который реализовал UAZ, весьма своевременен.
Текст Андрей Безверхов фото Sollers и Bosch
Введите свой номер телефона, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
* - поля необходимые для заполнения
Приступая к заполнению формы, я подтверждаю, что ознакомлен
с «Политикой