Юбилеи бывают разные. Автомобильные — не исключение! Одни предпочитают праздновать их шумными застольямии и отчетными конференциями, другие, напротив, запирают гостей в душных музейных залах, в звенящей тишине которых растворилось время, навечно застыв в металле на колесах. Но случается и по-иному...

УАЗ, к примеру, решил отметить 70-летний юбилей марки автопробегом вдоль байкальского Приморского хребта по самым непроходимым лесным тропам, горным кручам и бескрайним Тажеранским степям. Путешествие получилось на редкость увлекательным и весьма поучительным.


Иркутск — Большое Голоустное

Прежде чем отправиться в путь, сразу оговоримся. Если вы вдруг решите пройти по маршруту нашей экспедиции, помните: сделать это можно, и очень даже интересно, но только за рулем автомобилей, аналогичных по внедорожным характеристикам UAZ Patriot. Новомодным «паркетникам» и псевдовнедорожникам соваться в байкальские топи не стоит. Ищите маршруты объезда!

Впрочем, первые 130 км по асфальту и грейдеру от Иркутска до Большого Голоустного, через которое когда-то проходил Великий чайный путь из Китая в Европу, кроссоверам еще по силам. А вот дальше, до базы «Жемчужина Байкала» (N51-59; E105-18; www.baikalpearl.ru) — места нашей первой ночевки, путь им будет уже заказан. Дороги к заповедной Укшаньей пади попросту не существует. Добраться сюда можно либо на катере, либо, если не очень штормит, вдоль отвесных берегов Приморского хребта на серьезном внедорожнике вроде УАЗа, двумя колесами шлепая «по воде», двумя цепляясь за узкую кромку прибрежной «гальки» размером со страусиное яйцо. Но оно того стоит: «Жемчужина Байкала» — настоящий приют отшельника, где удобства цивилизации, хоть и присутствуют, но отнюдь не главенствуют над природой. Современные коттеджи под сенью вековых сосен и небольшая банька на берегу, распарившись в которой можно и в ледяные воды Байкала окунуться. Увлекаться, правда, не следует: конечности сводит на раз-два. И хотя утопленников в Байкале почти никогда не находят, это вовсе не значит, что тут никто не тонет... Местные жители говорят, что байкальские рачки уничтожают трупы утопленников за пару дней. В этом и таится секрет самоочищения самого большого и чистого озера на планете, хранящего в себе 20% запасов пресной воды на Земле. Эх, было бы побольше времени, здесь можно и поохотиться, и омуля всласть наловить, но поутру нам отправляться дальше...


Большое Голоустное — Бугульдейка

Серое утреннее небо и мелкий противный дождь над Укшаньей падью не сулят ничего хорошего. Но духи Байкала к нам благосклонны: волны небольшие, и УАЗы, хоть и с опаской, протискиваются по кромке прибоя назад к Большому Голоустному. Следующие полсотни километров — до его «малого брата» проходят по тому же грейдеру, по которому мы вчера ехали из Иркутска, и дают нам своего рода передышку перед самой сложной частью маршрута. В Малом Голоустном (N52-18; E105-21) сворачиваем на проселок в сторону Булунчуков (N52-24; E105-26) и Куртуна (N52-37; E105-49). Тут-то и начинается самое интересное! В принципе, навигация Navitel знает и эти лесные проселки, но проходимы они уже лишь для серьезных внедорожников вроде UAZ Patriot. На первых же километрах пара бродов и глубокие промоины станут непреодолимым препятствием для кроссоверов. УАЗам броды не страшны, но Patriot в этих диких местах поджидают другие неприятности. В отличие от чистейшей родниковой воды реки Голоустной — одного из трех сотен притоков Байкала, грязевые ванны не проходят для «Патриотов» бесследно. Сказывается конструктивная слабость: генераторы на 116-сильных моторах Iveco установлены слишком низко, в результате песок и глина забиваются внутрь, блокируя щетки. На приборных панелях то одного, то другого автомобиля вспыхивают тревожные лампочки... Во время обеда на пологом берегу Байкала в Бугульдейке (N 52-31; E106-02) приходится проливать и простукивать генераторы, дабы щетки очистились от песка, да изгаляться в изготовлении самодельных экранов из пластиковых бутылок. Впрочем, надо отдать должное УАЗу: не прошло и двух недель после экспедиции, как на заводе приняли радикальное решение по избавлению от проблем с генератором, который на моторах Iveco располагается на 129 мм ниже, чем на новом дизельном двигателе ЗМЗ, а потому больше подвержен загрязнению. В декабре-январе генераторы итальянских дизелей поднимут на уровень российских, а до тех пор завод будет выпускать дизельные Patriot исключительно с 2,24-литровыми 110-сильными моторами ЗМЗ стандарта Евро-4.


Бугульдейка — Тажеранские степи

От Бугульдейки до нашего палаточного лагеря в заливе Бегул (N52-44; E106-33) около 60 км по диким лесным тропам, перемежающимся с изумрудно-зелеными долинами, на которых пасутся тучные коровы. 60 км красивейших, поистине альпийских пейзажей! Но стоит приблизиться к берегу, как мговенно понимаешь: все эти неземные земные красоты — лишь элегантное обрамление гигантского зеркала по имени Байкал. Здесь в заповедной бухте Бегул беззаботно плещутся нерпы, а омуля, кажется, можно поймать, просто зачерпнув ведром воды из Байкала. Для большей аутентичности туристов у костра развлекают напевами и легендами бурятские шаманы (видео на сайте: http://blog.5koleso.ru/tag/bajkal/), помогая пропитаться байкальским духом и традициями в преддверии завтрашнего 57-километрового марш-броска по Тажеранским степям к Ольхону — крупнейшему острову Байкала площадью 730 км² и возвращению обратно в Иркутск...

В общей сложности за три дня экспедиция УАЗа преодолела по степным проселкам, лесным тропам, бродам, бездорожью, грейдеру и асфальту байкальского Приморского хребта 688 км — вдали от благ цивилизации, мобильного роуминга и прочих радостей современных мегаполисов. Хотите последовать за нами?! Качайте треки на сайте http://blog.5koleso.ru/tag/bajkal/ и отправляйтесь на Байкал! Вас ждут 688 км абсолютного слияния с природой, непередаваемых байкальских эмоций, сдобренных шаманскими легендами, копченым омулем и простыми, но сытными бурятскими блюдами.

http://www.5koleso.ru/articles/5213